I кругосветное плавание "Апостола Андрея"
 
 
 
 
 

"Вокруг Света по четырем океанам", - таков девиз первого кругосветного плавания капитана Литау. Старт его состоялся 14 ноября 1996 года, и посвящалось оно 300-летию Российского флота.

Маршрут яхты пролегал вокруг восточного полушария и являлся, по сути, первым меридиональным плаванием на парусном судне. Общая протяженность маршрута составила 31 тысячу морских миль. Яхтсмены посетили шестнадцать стран на трех континентах, а на реализацию проекта ушло без малого три года.

Поздний старт, сырая - в прямом и переносном смысле яхта - поломки, преследовавшие яхтсменов от старта и до Камчатки - казалось, природа и обстоятельства решили помешать осуществлению задуманного. Ломались самые надежные и нужные вещи, несколько раз "Апостол Андрей" терял винт. Самой драматичной страницей плавания стала потеря руля посредине Индийского океана во время 10 бального шторма. Все это привело к тому, что в Петропавловск-Камчатский, "Апостол" пришел только 14 октября 1997 года, где и остался на зимовку.

Старт арктического этапа был дан 28 июня следующего года. После краткого визита на Командорские острова "Апостол Андрей" ошвартовался в Провидения и … был задержан российскими чиновниками. Три недели ушло на телефонные переговоры с Москвой, согласование всевозможных бумаг и документов. Наконец, 31 июля разрешение на плавание по трассе Северного морского пути было получено. Короткий переход, и яхта упирается в сплоченные льды пролива Лонга. Ледовая обстановка, сложившаяся в Восточном секторе Российской Арктики в навигацию 98-го года, была аномально тяжелой. "Патриарх" ледовых прогнозов Юрий Синюрин назвал лишь пять таких лет в современной истории Арктики. Последний из них - 1983, когда в том же восточном секторе в ледовый плен попало полтора десятка судов, и теплоход "Нина Сагайдак" был раздавлен тяжелыми льдами.

Пять недель стоянки на Мысе Шмидта, несколько безуспешных попыток прорваться через ледовые перемычки. Лишь 12 сентября с приходом южного шторма, отжавшего ледовые поля от берега, удалось выйти из западни. 220 миль между барьером стамух (льдины сидящие на грунте) и нависающими с севера льдами, как между молотом и наковальней, были самыми волнующими милями на Севморпути. Затем форсирование Айонского ледяного массива и, наконец, Восточный сектор пройден - "Апостол" финиширует в Тикси.

Пополнив запасы топлива, 22 сентября яхта выходит в море, в попытке прорваться через пролив Вилькицкого. Море Лаптевых встречает отчаянных смельчаков неприветливо. Встречный шторм, температура воздуха опускается до -10, начинается обледенение. Приходит известие, что пролив Вилькицкого встал - серые льды (около 20-ти см. толщиной) на протяжении 200 миль. Штаб морских операций дает команду идти на зимовку. 28 сентября "Апостол Андрей" возвращается в бухту Тикси, ломая штевнем 5-ти сантиметровый припай. И снова зимовка.

В конце июля 1999 года начался заключительный этап плавания. 11 августа яхта достигла мыса Челюскин - самого высокоширотного материкового мыса на Земле - 77 градусов 46 минут северной широты.

Далее путь на юг - через архипелаг Норденшельда, забитый льдами, там, в проливе Матисена "Апостол Андрей" 20 миль прошел вслед за атомным ледоколом "Арктика", приобретя поистине уникальный опыт. Но на этом полярные приключения Литау и его команды не закончились. Последний сюрприз преподнес мореплавателям коварный Карский ледяной массив. Оказавшись в его ловушках, капитан получил три взаимоисключающих рекомендации от авторитетных специалистов, каким путем следовать.

2 сентября 1999 года, "Апостол Андрей" бросил якорь в проливе Югорский Шар. Северный морской путь пройден! И впервые это сделано на парусной яхте!

Полярный круг "Апостол Андрей" пересек 6 октября. За этой чертой он провел четырнадцать месяцев.

Обогнув Скандинавию, "Апостол" вернулся в порт, откуда ушел три года назад. 11 ноября 1999 года в городе на Неве состоялся финиш первой экспедиции.

В плавании приняло участие 15 яхтсменов. По разным причинам замены производились в Амстердаме, Лиссабоне, Кейптауне, Фримантле и между зимовками. Три человека: капитан Николай Литау, старпом Аркадий Гершуни и второй помощник Александр Киреев прошли весь маршрут.

Капитану было присвоено звание Заслуженный мастер спорта России, его помощникам - мастера спорта международного класса, остальным членам экипажа: мастера и кандидаты в мастера спорта.




Экспедиции "Апостола Андрея" (В.Боярский)
Вокруг Новой Земли
Москва - Соловецкие острова
Третье кругосветное плавание "Апостола Андрея"
Второе кругосветное плавание "Апостола Андрея"
Первое кругосветное плавание "Апостола Андрея"
 
Путешествие на яхте "Wild Goose"
Путешествие графа Маричалара
Пересечение Берингова пролива
Экспедиция "От мыса до мыса"