"Вокруг Света по четырем океанам", - таков девиз
первого кругосветного плавания капитана Литау. Старт его
состоялся 14 ноября 1996 года, и посвящалось оно 300-летию
Российского флота.
Маршрут яхты пролегал вокруг восточного полушария и являлся,
по сути, первым меридиональным плаванием на парусном судне.
Общая протяженность маршрута составила 31 тысячу морских
миль. Яхтсмены посетили шестнадцать стран на трех континентах,
а на реализацию проекта ушло без малого три года.
Поздний старт, сырая - в прямом и переносном смысле яхта
- поломки, преследовавшие яхтсменов от старта и до Камчатки
- казалось, природа и обстоятельства решили помешать осуществлению
задуманного. Ломались самые надежные и нужные вещи, несколько
раз "Апостол Андрей" терял винт. Самой драматичной
страницей плавания стала потеря руля посредине Индийского
океана во время 10 бального шторма. Все это привело к тому,
что в Петропавловск-Камчатский, "Апостол" пришел
только 14 октября 1997 года, где и остался на зимовку.
Старт арктического этапа был дан 28 июня следующего года.
После краткого визита на Командорские острова "Апостол
Андрей" ошвартовался в Провидения и … был задержан
российскими чиновниками. Три недели ушло на телефонные переговоры
с Москвой, согласование всевозможных бумаг и документов.
Наконец, 31 июля разрешение на плавание по трассе Северного
морского пути было получено. Короткий переход, и яхта упирается
в сплоченные льды пролива Лонга. Ледовая обстановка, сложившаяся
в Восточном секторе Российской Арктики в навигацию 98-го
года, была аномально тяжелой. "Патриарх" ледовых
прогнозов Юрий Синюрин назвал лишь пять таких лет в современной
истории Арктики. Последний из них - 1983, когда в том же
восточном секторе в ледовый плен попало полтора десятка
судов, и теплоход "Нина Сагайдак" был раздавлен
тяжелыми льдами.
Пять недель стоянки на Мысе Шмидта, несколько безуспешных
попыток прорваться через ледовые перемычки. Лишь 12 сентября
с приходом южного шторма, отжавшего ледовые поля от берега,
удалось выйти из западни. 220 миль между барьером стамух
(льдины сидящие на грунте) и нависающими с севера льдами,
как между молотом и наковальней, были самыми волнующими
милями на Севморпути. Затем форсирование Айонского ледяного
массива и, наконец, Восточный сектор пройден - "Апостол"
финиширует в Тикси.
Пополнив запасы топлива, 22 сентября яхта выходит в море,
в попытке прорваться через пролив Вилькицкого. Море Лаптевых
встречает отчаянных смельчаков неприветливо. Встречный шторм,
температура воздуха опускается до -10, начинается обледенение.
Приходит известие, что пролив Вилькицкого встал - серые
льды (около 20-ти см. толщиной) на протяжении 200 миль.
Штаб морских операций дает команду идти на зимовку. 28 сентября
"Апостол Андрей" возвращается в бухту Тикси, ломая
штевнем 5-ти сантиметровый припай. И снова зимовка.
В конце июля 1999 года начался заключительный этап плавания.
11 августа яхта достигла мыса Челюскин - самого высокоширотного
материкового мыса на Земле - 77 градусов 46 минут северной
широты.
Далее путь на юг - через архипелаг Норденшельда, забитый
льдами, там, в проливе Матисена "Апостол Андрей"
20 миль прошел вслед за атомным ледоколом "Арктика",
приобретя поистине уникальный опыт. Но на этом полярные
приключения Литау и его команды не закончились. Последний
сюрприз преподнес мореплавателям коварный Карский ледяной
массив. Оказавшись в его ловушках, капитан получил три взаимоисключающих
рекомендации от авторитетных специалистов, каким путем следовать.
2 сентября 1999 года, "Апостол Андрей" бросил
якорь в проливе Югорский Шар. Северный морской путь пройден!
И впервые это сделано на парусной яхте!
Полярный круг "Апостол Андрей" пересек 6 октября.
За этой чертой он провел четырнадцать месяцев.
Обогнув Скандинавию, "Апостол" вернулся в порт,
откуда ушел три года назад. 11 ноября 1999 года в городе
на Неве состоялся финиш первой экспедиции.
В плавании приняло участие 15 яхтсменов. По разным причинам
замены производились в Амстердаме, Лиссабоне, Кейптауне,
Фримантле и между зимовками. Три человека: капитан Николай
Литау, старпом Аркадий Гершуни и второй помощник Александр
Киреев прошли весь маршрут.
Капитану было присвоено звание Заслуженный мастер спорта
России, его помощникам - мастера спорта международного класса,
остальным членам экипажа: мастера и кандидаты в мастера
спорта.