III кругосветное плавание "Апостола Андрея"

Посвящается экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена
и М.П. Лазарева на шлюпах "Восток" и "Мирный",
открывшей Антарктиду.

"АПОСТОЛ АНДРЕЙ"
ИДЕТ ВОКРУГ АНТАРКТИДЫ

14 сентября 2004 года в Санкт-Петербурге был дан старт нового, уже третьего по счету, кругосветного плавания знаменитой российской яхты "Апостол Андрей". Очередной проект капитана Николая Литау, как и две предыдущих кругосветки, оказался настолько же сложным и ярким, насколько "ледяным" и суровым. На этот раз отважным яхтсменам предстояло пересечь Атлантический океан с тем, чтобы, достигнув берегов самого неприступного континента - далекой Антарктиды, обогнуть ее, не выходя севернее 60 параллели, (согласно международному договору границы антарктического региона), и попытаться пересечь параллель 70° южной широты, установив рекорд проникновения парусных яхт на юг.

Символично, что плавание "Апостола Андрея" началось 185 лет спустя после того, как на поиск "льдинного" материка на шлюпах "Восток" и "Мирный" отправилась экспедиция Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева, в 1820 году открывшая Антарктиду. Это событие стало одним из самых значительных достижений российского флота. В ХХ веке, когда началась "героическая эпоха" антарктических исследований, наш флаг вновь гордо развевался над ледяным панцирем самого неизведанного континента: ровно 50 лет назад, в 1955 году начала работу Первая советская антарктическая экспедиция, положившая начало регулярным отечественным исследованиям материка. Вслед за первооткрывателями, преодолевая ледяные преграды, "Апостол Андрей" поставил своей целью принести Андреевский стяг и поднять белый парус над паковыми льдами и гигантскими айсбергами.

Не случайно идея плавания была поддержана Военно-морским флотом России и Правительством Москвы, а соорганизатором экспедиции, совместно с Клубом "Приключение", выступило старейшее российское издание журнал "Вокруг Света". Спонсорами проекта стали известные российские компании.

Четыре месяца спустя после старта, оставив за кормой более 9000 миль "Апостол Андрей" с шестью отважными яхтсменами на борту вторгся в чертоги Снежной королевы. Ледяная красавица встретила гостей холодно: жестокий шторм в море Содружества, непростая ледовая обстановка в море Дейвиса и море Д'Юрвиля. Пробираясь ледовыми лабиринтами, среди айсбергов и туманов, яхта пересекла Южный полярный круг, посетила французскую антарктическую станцию Дюмон Д'Юрвиль, расположенную в районе Южного магнитного полюса, и обогнула Балленский ледяной массив, самый ледовитый район восточной Антарктики. Половина антарктической окружности осталась позади, и ветры нужных направлений позволяли надеяться на успешное завершение "ледового" похода, когда в ночь на 3 марта случилось непредвиденное. Находясь в семистах милях от побережья материка в точке с координатами 63°44' ю.ш. и 169°15' з.д., из-за поломки рулевого устройства "Апостол Андрей" лишился возможности управляться. Детальный осмотр оборудования показал - потеряно перо (лопасть) руля, дальнейшее движение по намеченному маршруту невозможно. Использовав деревянную дверь кубрика в качестве пера, а спинакер-гик взамен балера (оси руля), экипаж изготовил временный руль и направился к ближайшей земле - Новой Зеландии. От её берегов яхту отделяло порядка 1300 миль. Яхтсменам пришлось возвращаться на северо-запад, против преобладающего направления ветров, миновать зону осенних циклонов и пересечь "неистовые" пятидесятые широты.

Плохо управляемая яхта не могла сопротивляться сильным встречным ветрам: за первые четверо суток после аварии, при средних переходах по 80 миль, "Апостолу Андрею" удалось приблизиться к цели всего на 100 миль. Еще через несколько дней яхта попала в ураган, сила ветра в котором превысила 31 м/с, что соответствует 12 баллам по шкале Боффорта. Наконец, 1 апреля российская яхта прибыла в Веллингтон, пройдя без руля в общей сложности 2250 миль. В столице Новой Зеландии Веллингтоне лодку подняли из воды, изготовили и установили новый руль, произвели необходимый ремонт. Обретя возможность управляться, в ожидании новой антарктической навигации российское судно направилось к родным берегам в порт Владивосток, чтобы осенью вновь взять курс на Антарктиду. Благодаря помощи моряков Тихоокеанского флота, был закончен ремонт руля и завершена подготовка судна к продолжению кругосветки.

Осенью 2005 года, покинув ставшую родной гавань яхт-клуба "Семь футов" яхта пересекла Тихий океан и вернулась в море Росса, в район, где был утерян руль. "Апостол Андрей" благополучно достиг российской антарктической станции Беллинсгаузен.

15 марта 2006 года "Апостол Андрей" замкнул рекордное Антарктическое кольцо в точке пересечения 60-й южной параллели и Гринвичского меридиана. К югу от незримой границы Антарктики яхта провела 112 суток. Главная цель Третьей кругосветной экспедиции "Апостола Андрея" достигнута!

На разных этапах антарктической эпопеи в плавании приняли участие яхтсмены из разных городов России. Весь маршрут прошли бессменный капитан яхты Николай Литау (Москва), заслуженный мастер спорта, кавалер Ордена Мужества, и питерский художник Анатолий Семенов, яхтенный рулевой, кандидат в мастера спорта.

Обязанности старшего помощника капитана от старта до вынужденного захода в Новую Зеландию исполнял Александр Киреев (Московская обл.), мастер спорта международного класса, кавалер Ордена Почета, участник двух первых кругосветок. Членами экипажа также стали: Роман Смирных (Москва), мастер спорта, участник двух предыдущих походов, награжден Медалью Ордена "За заслуги перед Отечеством" II Степени; Сергей Жуков (Москва), яхтенный рулевой I класса, кандидат в мастера спорта, Дмитрий Стадниченко (Москва), яхтенный капитан; Андрей Балымов (Санкт-Петербург), победитель Чемпионата России в классе "Луч 2" в 1992 году; врач Александр Шмигельский (Москва), Михаил Каптюг (Владивосток), первый боцман "Апостола Андрея" Владимир Киреев (Тверь), Сергей Николаев (Москва), Александр Руднев (Новосибирск). На переходе от Веллингтона до Владивостока к российским членам команды присоединился новозеландский журналист и яхтсмен Кевин Кадби (Kevin Cudby), ставший первым иностранцем в дружной "апостольской" семье.

Маршрут
Третьего кругосветного плавания
яхты "Апостол Андрей"

Пункт Страна Расстояние, мили Дата выхода
между портами всего
1 Санкт-Петербург Россия     14.09.2004
2 Киль Германия 770 770 26.09.2004
3 Зебрюгге Бельгия 350 1120 03.10.2004
4 Мадейра Португалия 1430 2550 19.10.2004
5 Прая Кабо-Верде 1150 3700 01.11.2004
6 Салвадор Бразилия 1925 5625 21.11.2004
7 Рио-де-Жанейро Бразилия 725 6350 30.11.2004
8 Монтевидео Уругвай 1020 7370 14.12.2004
9 о. Южная Георгия Великобритания 1430 8800 28.12.2004
10 Юж. Сандвичевы о-ва Великобритания 385 9185 01.01.2005
11 ст. Дюмон д'Дюрвиль Франция 5135 14320 21.02.2005
12 Море Росса
(авария и отход к Н.Зеландии)
  1450 15770 03.03.2005
13 Веллингтон Новая Зеландия 1330 17100 07.05.2005
14 Нуку'алофа Королевство Тонга 1385 18485 23.05.2005
15 Фунафути Тувалу 830 19315 01.06.2005
16 Баирики Кирибати 715 20030 10.06.2005
17 Маджуро Маршалловы о-ва 370 20400 16.06.2005
18 Хокадате Япония 2670 23070 10.07.2005
19 Владивосток Россия 425 23495 23.10.2005
20 Пусан Корея 510 24005 31.10.2005
21 Трук Каролинские о-ва 2160 26165 26.11.2005
22 Порт Вила Вануату 1820 27985 18.12.2005
23 Окленд Новая Зеландия 1235 29220 07.01.2006
24 Крайстчёрч Новая Зеландия 675 29895 16.01.2006
25

море Росса
(прод-е антарктического кольца)

  1350 31245 25.01.2006
26 о. Петра I   2100 33345 10.02.2006
27 ст. Академик Вернадский Украина 660 34005 21.02.2006
28 ст. Порт Локрой Великобритания 35 34040 22.02.2006
29 о. Десепшен   135 34175 24.02.2006
30 ст. Беллинсгаузен Россия 70 34245 03.03.2006
31 точка 60° ю.ш., 0° д.   1725 35970 15.03.2006
32 Кейптаун ЮАР 1730 37700 06.04.2006
33 Уолфиш-бей Намибия 715 38415 19.04.2006
34 о. Святая Елена Великобритания 1225 39640 01.05.2006
35 о. Вознесения Великобритания 705 40345 10.05.2006
36 Дакар Сенегал 1375 41720 30.05.2006
37 Понта-Делгада, Азорские о-ва Португалия 1460 43180 22.06.2006
38 Торки Великобритания 1250 44430 10.07.2006
39 Киль Германия 650 45080 27.07.2006
40 Санкт-Петербург* Россия 770 45850 06.08.2006

* - Указана дата прихода в Санкт-Петербург и окончания Третьего кругосветного плавания - 6 августа 2006 года. Суммарное количество миль указано согласно предварительным подсчетам по генеральному курсу. Всего же - "по лагу" - в третьей кругосветке "Апостол Андрей" оставил за кормой 49650 морских миль.




Экспедиции "Апостола Андрея" (В.Боярский)
Вокруг Новой Земли
Москва - Соловецкие острова
Третье кругосветное плавание "Апостола Андрея"
Второе кругосветное плавание "Апостола Андрея"
Первое кругосветное плавание "Апостола Андрея"
 
Путешествие на яхте "Wild Goose"
Путешествие графа Маричалара
Пересечение Берингова пролива
Экспедиция "От мыса до мыса"