Когда и как английскому джентльмену
Майлзу Кларку пришла идея обойти на яхте вокруг Европы через
"сердце" России - из Белого моря в Черное - сегодня,
наверное, не знает никто. Жизнь самого Кларка оборвалась трагически
и внезапно, так же внезапно, как рождаются в пытливых умах
невероятные мысли. Но именно с просьбой помочь ему осуществить
это путешествие в конце 1991 года английский яхтсмен и журналист
пришел в московский Клуб "Приключение".
Директор клуба Дмитрий Шпаро взял на себя решение политических
и организационных вопросов, связанных с предстоящим плаванием,
а стать капитаном-наставником на английской лодке и провести
ее по внутренним водным путям России, наглухо закрытым для
иностранцев, предложил Николаю Литау.
В июне 1992 года яхта "Wild Goose" вышла из Беломорска.
Это был беспрецедентный случай. Впервые иностранное судно
шлюзовалось в Беломорско-Балтийском канале. "Wild Goose"
прошел Онегу, вышел в Волго-Балтийский канал и пришел на
Волгу. По пути было много интересных встреч. Общались по-русски
широко и хлебосольно. Интернациональный экипаж – Майлз,
Литау, переводчик Виталий Чанксилиани и фотокорреспондент
американского журнала "National Geographic" Джим
Блейер посетили один из заброшенных лагерей на Беломорско-Балтийском
канале, побывали в гостях у пожилой пары, одиноко живущей
на острове Химпески, посетили древние русские города Ярославль,
Кострому, Рыбинск, Плес.
В Нижнем Новгороде Николая Литау сменил Аркадий Гершуни.
Он довел яхту до Новороссийска, где и закончилась российская
часть экспедиции. Пройдет еще несколько лет, прежде чем
надежная стена запретов и табу частично рухнет, и иностранные
суда смогут путешествовать из Петербурга до Белого моря
и обратно.
"Wild Goose" вернется в Англию, но уже без Майлза,
его друзья опубликуют книгу о путешествии по России, в журнале
"National Geographic" появится статья с фотографиями
Джима, для которого так и остался загадкой смысл русской
поговорки, однажды услышанной им от капитана Литау: "Пусть
лучше у меня корова сдохнет, чем у соседа будет две".